Вы спросите: «причём тут заводской гудок в литературном журнале»? Это сейчас все привыкли писать СМС или списываться в социальных сетях, а ещё в прошлом веке этот протяжный звук вызывал у людей самые сильные эмоции. Как положительные, так и отрицательные. В советское время о нём слагались песни, о нём писали в газетах, его увековечили классики, но обо всё по порядку.

Конец смены
«Пропел гудок заводской,
Конец рабочего дня.
И снова у проходной
Встречает милый меня».
Молодые люди встречали своих девушек у проходных и наоборот. Когда вечером звонил гудок все понимали, что началось время отдыха. А отдыхать советский человек умел.
«с ним мы отмечали /И наши праздничные дни, /И наши общие печали»
Заводской гудок увековечил Максим Горький в своём романе «Мать». Там он не такой «добрый» как в советское время. Там гудок – это враг. Именно с него начинается история – он можно сказать негласный рычаг революции, когда рабочие и крестьяне устали от угнетения и двенадцатичасовых рабочих дней. Гудок в книге – символ угнетения и каторжного труда. Конечно, в советское время его романтизировали, но и до революции он был не менее любим.

На работу - с радостью, а с работы - с гордостью!
Несомненно, в СССР научили любить и уважать труд. Для этого использовались все методы, и литература была не исключением. Удивительно как ненавистный в дореволюционной России звук сумел посредством творчества перестроить мысли людей.

Отдыхать тоже умели!
И в тоже время — это напоминание о трудной эпохе, как до и после царизма эксплуатировали рабочих и крестьян. Возможно поэтому его и отменили. Сегодняшний рабочий человек вряд ли помнит этих протяжных гудков, но что-то в груди колит. Словно на генетическом уровне слыша этот звук, молодые люди морщатся. Но трудовые советские люди до сих пор вспоминают его:
Что за чудо такое гудок заводской,
Объяснил я вчера своим внукам.
Это символ победы страны трудовой,
А не стон музыкального звука.
Алексей Симутин
Кто-то по-другому отразил это в своём творчестве:
Заводской гудок не гудит давно,
Трудовой народ, был да вышел весь.
Он теперь снует мимо проходной,
От шинка к шинку, их как грязи здесь…
Сергей Аристов
Да, эпоха ушла. Но творчество осталось – вот что вечно и непоколебимо.
Свежие комментарии