На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Эльфено4ек Чумазикова
    Розовые сопли в ванильном сиропе😂Что такое чтиво Y...
  • Jurij Najdenov
    Так ему и надо! А Депардье-наградить!👍Жерар Депардье пр...
  • igor vinogradov
    пороть нужно было,вся депрессия прошла бы..«Странное больное...

Иронии судьбы политической сатиры в России

Одним из первых российских сатириков был Н. И. Новиков, который прославился тем, что вел открытую полемику с императрицей Екатериной II в своих журналах. В те годы, когда Екатерина была увлечена идеями Просвещения, она могла позволить себе спор «на равных» с журналистом, который она вела через собственный анонимный журнал «Всякая всячина».

В 1792 году Екатерина II была под впечатлением от новостей из Франции. Великая Французская революция заставила ее пересмотреть свои взгляды на либеральные идеалы Просвещения. Следствием этого стал арест Новикова и заключение его без суда в Шлиссельбургскую крепость, бывший собеседник императрицы был объявлен «государственным преступником» и «издателем развращенных книг».

7146_html_176511b6.jpg

В начале XIX века все умы были заняты Наполеоном. Главной темой журналов того времени был патриотизм, а сатирические отделы занимались карикатурами на Наполеона, возомнившего себя властелином мира. Но и такие издания просуществовали недолго: например, «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», прославившийся насмешками над Бонапартом, просуществовал не больше года.

 

В начале XIX века все умы были заняты Наполеоном, возомнившего себя властелином мира

Есть мнение, что после заключенного с Наполеоном Тильзитского мира, Александр I из благородства не захотел, чтобы в России печатались карикатуры на его нового союзника. Император, якобы, сказал издателю Венецианову, «что он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет и временем мог бы воспользоваться с большей выгодой к приучению себя к службе, в коей находится».

Поступив как джентльмен, Александр не ожидал, что через несколько лет его союзник снова начнет наступление.

11343-2.jpg

Кстати, одной из самых знаменитых литературных пародий на Наполеона стала басня Крылова «Волк на псарне», которая изображает Бонапарта волком, по ошибке попавшим вместо овчарни на псарню.

616007530.jpg

Следующая волна политической сатиры приходится на годы великих реформ. Тогда величайший сатирик эпохи Салтыков-Щедрин придумал слово, которое позже будет не только использоваться сатириками, но и войдет в повседневный обиход — «мягкотелость». Он же придумал слова «головотяп» и «головотяпство».

 

В доме 60 по Литейному проспекту Петербурга жил в последние годы своей жизни Салтыков-Щедрин

В доме 60 по Литейному проспекту Санкт-Петербурга Салтыков-Щедрин жил последние годы своей жизни. Именно здесь были написаны «Пёстрые письма», сказки, «Мелочи жизни». По иронии судьбы спустя десятилетия в этом же здании располагались редакции легальных большевистских газет «Волна», «Вперёд», «Эхо». Их руководителем был Владимир Ленин.

12_Portret_M.E.Saltikova-Shzedrina.jpg

С приходом к власти Александра III и началом контрреформ на политическую сатиру снова начинаются гонения. Один талантливый художник-карикатурист М. М. Чемоданов так описал свою судьбу в политической сатире этого времени: «Я хотел быть врачом, но думал врачевать не отдельных индивидуумов, а общественные язвы, и оружием исцелением избрал не скальпель, а перо и карандаш, <…> я мечтал быть Щедриным в своей карикатурной деятельности. Но беспощадная цензура обгрызла крылья, и я <…> складываю оружие».

 

Названия сатирических журналов конца XIX-начала XX века отражали общую ситуацию в стране

Интересно, как названия сатирических журналов конца XIX — начала XX века отражали общую ситуацию в стране. Так, в XIX веке это были предвещающие что-то «Гудок», «Будильник», «Искра» и «Свисток», в революционные же годы XX века — «Бич», «Топор», «Пулемет», «Жупел» и «Жало».

Одна из первых карикатур на царя, появившихся в открытой прессе, была напечатана в журнале «Жупел» в 1905 году. Художник Иван Билибин нарисовал карикатуру под названием «Осел», на которой окруженный символами власти и грифонами (грифон изображен на родовом гербе семьи Романовых) стоит простой осел. Журнал закрыли, а к Билибину никакого серьезного наказания не применили.

1332.jpg

Кстати, после одной из лекций о Февральской революции 1917 года российский политический деятель Пётр Струве заявил, что у него лишь одна претензия к Николаю II — излишняя мягкость с революционерами, которых нужно было безжалостно уничтожать. На это Струве ответили, что в таком случае он и сам должен быть уничтожен. Петр Бернгардович разволновался: «Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу!».

image010.jpg

Власть в начале XX века долго пыталась найти метод бороться с политической сатирой, и наконец придумала довольно оригинальный для того времени способ. Цензура просто-напросто открыла двери на печатный рынок всей бульварной низкопробной прессе. Этот ход заставил перетянуть на время внимание читателей в другое русло. Однако, хватило этого приема ненадолго.

 

Самым долговечным сатирическим изданием за историю России и СССР был журнал «Крокодил»

Самым долговечным сатирическим изданием за историю России и СССР стал журнал «Крокодил», выходивший с небольшими перерывами с 1922 по 2008 год. Из-за ограниченных возможностей печатной машины «Крокодила» одна сторона журнала печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая — в две (чёрная и цветная). Машина получила прозвище «крокодилка».

10000134.jpeg

С приходом Хрущева оттепель пришла и на телевидение: в 1961 году на экраны выходит передача «Клуб веселых и находчивых», в которой изредка и очень тонко сквозит политическая сатира. Это привело к тому, что в начале 70-х передачей занялось КГБ; цензура дошла до того, что участникам нельзя было выходить на сцену с бородой — это считалось насмешкой над Карлом Марксом

Без названия.png

Ссылка на первоисточник
наверх